Церетели

Вернутся к скульпторам


"Краткое содержание"


Биография
Галерея


Зураб Константинович Церетели (груз. ზურაბ წერეთელი; 4 января 1934, Тбилиси) — российский и грузинский художник и скульптор. Народный художник СССР, Народный художник Российской Федерации, Президент Российской академии художеств (с 1997 года), Почётный член Российской академии образования.
Творчество Церетели, пользующееся поддержкой властей в России, прежде всего в Москве, и отчасти за границей, вызывает неоднозначные, часто отрицательные оценки.
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Его отец Константин Георгиевич (1903—2002) известен в Грузии как инженер-строитель. Мать — Тамара Семеновна Нижарадзе (1910—1991),как это и принято в Грузии представительница знатного княжеского рода. Заметное влияние на ранимого и восприимчивого ребенка оказал дядя, брат его матери живописец Георгий Нижерадзе. В его доме, где мальчик провёл значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники — Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии и Литве.
В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией, президентом России Владимиром Путиным ему было дано российское гражданство.
Проект статуи Колумба к 500-летию открытия Америки, 1992

98-метровый Памятник Петру I на берегу Москва-реки — один из высочайших в мире, 1997
Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить:
монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России (Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части известный поэт Андрей Вознесенский);
монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке;
бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция);
скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания).
Он автор монументально-декоративных произведений (панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры) в курортном комплексе в Пицунде (1967), в курортном городке ВЦСПС в Адлере (Сочи) (1973), в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве (1980).

Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (открыт 1995), а также в ряде других архитектурно-монументальных проектов в Москве конца XX века, в том числе оформление Манежной площади, памятник Петру I на Москва-реке (1997), воссоздание Храма Христа Спасителя.
Зураб Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, многие из которых были подарены Церетели различным городам в РФ и за рубежом. Не все реально воздвигнуты.
11 сентября 2006 года в США был открыт монумент «Слеза скорби» работы Зураба Церетели — дар россиян американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября.

175-тонная бронзовая плита возвышается на берегу Гудзона напротив национального символа Америки — статуи Свободы и места, где стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра
В 2009 году на Соловках Церетели планирует поставить 100-метровую статую Иисуса Христа.
Зураб Церетели — Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства, директор Галереи искусств Церетели. Заслуженный художник Грузии, народный художник СССР (1980), действительный член Российской АХ СССР (1992; действительный член АХ СССР с 1988). Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1970, 1982).
2009 — «Сто работ из Парижа». Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Творчество Церетели, пользующееся значительной поддержкой от государственных властей в России (прежде всего в Москве) и отчасти за границей, вызывает неоднозначные, часто отрицательные оценки художественной критики и общественности; ему предъявляются упрёки в фактической «монополизации» монументальных проектов в Москве, нарушении стилистического единства столицы, гигантомании, диспропорциональности и в общем безвкусии.
Деятельность Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств также подвергается критике, прежде всего за продвижение в действительные члены и члены-корреспонденты Академии своих близких родственников


Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице

Сайт управляется системой uCoz