Nautilus Pompilius

Вернутся к музыке


"Краткое содержание"



История
Дискография
Составы
Скачать MP3


Официально группа называется Nautilus pompilius. Nautilus pompilius — систематическое название вида моллюсков рода наутилусов. На нескольких альбомах оба слова написаны заглавными буквами (NAUTILUS POMPILIUS), ещё на нескольких — заглавными русскими буквами («НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС»). Также группу называют «Наутилусами» или ещё короче — «Нау».

Первоначальный вариант названия группы — «Али-Баба и сорок разбойников», вариант «Наутилус» был предложен в 1983 году звукорежисёром группы Андреем Макаровым. В 1985 году по инициативе Ильи Кормильцева, с которым группа тогда уже начала сотрудничество, название было расширено до «Наутилус Помпилиус», чтобы избежать путаницы, поскольку в то время по стране насчитывалось несколько десятков групп с аналогичным названием, в том числе и московский «Наутилус» Сергея Кавагое, незадолго до этого покинувшего «Машину Времени». В сопроводительной записке ко второму альбому группы («Невидимка»), выпущенному в том же 1985 году, факт обретения группой окончательного названия был зафиксирован следующим образом: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен».

История

Группа «Наутилус Помпилиус» была образована в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким — студентами Свердловского архитектурного института (САИ). В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на пленку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» «Переезд» (1983 год), созданный под заметным влиянием творчества «Led Zeppelin».

Второй альбом группы, «Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп.

Всесоюзную известность «Наутилус» получил после выхода альбома «Разлука» в 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется «Нау» 80-х — псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока, наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино» и др.
Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях « Литуаника-87» в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре, и на декабрьской «Рок-Панораме 87» в Москве, после чего в стране началась «наутилусомания». Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой) и харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова.

Пик популярности «Наутилуса» пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу (в Финляндию в конце года) после участия в съемках финского фильма о советском роке «Серп и гитара», выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов («Последнее письмо», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Казанова»), плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе «Я хочу быть с тобой».

Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава. Пиком кризиса стал уход из «Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. Когда стало абсолютно очевидно, что «Наутилус» и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это произошло в ноябре 1988 года.
В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом «Человек без имени», где также отметились Александр Беляев из «Телевизора» (гитара) и Игорь Доценко из «ДДТ» (барабаны). Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву между Бутусовым и Умецким. Альбом был выпущен только спустя шесть лет компанией «Апекс Рекордз».

В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее отказался — из идейных соображений, поскольку считал недопустимым получение премии от организации, которая в свое время доставляла рок-музыкантам очень много неприятностей. Бутусов на вручение не пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских детских домов, Умецкий явился на вручение и премию получил.

В конце 1989 года Бутусов окончательно перебирается в Ленинград и набирает новый состав группы, в противовес клавишно-саксофонному звучанию прошлых лет сделав упор на жесткий гитарный звук. Публика, привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась скептически, первые концерты группы в новом составе оказались провальными, но выпустив альбомы «Наугад» (1990 год) и «Чужая земля» (1992 год), Бутусов доказал творческую состоятельность нового «Наутилуса», а песни «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки» смогли стать хитами уровня «Я хочу быть с тобой» и «Скованных». Вместе со стилем группы изменилась и тематика песен — социальность ушла в прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять философским, эзотерическим, религиозным вопросам.
1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома «Отчёт 1983—1993», ставшим первым отечественным трибьютом, на котором песни Наутилуса были перепеты его свердловскими и питерскими коллегами по сцене, а также музыкантами самого «Нау».

В том же году внутри группы опять начались разногласия, и в результате «Наутилус» покинули гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев, поэтому к записи следующего альбома «Титаник» (1994 год), демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов «Аквариума» и получила название «Титаник на Фонтанке», был в качестве гитариста привлечен Вадим Самойлов из «Агаты Кристи», который в 1994 году принимал участие и в концертных выступлениях «Наутилуса», совмещая работу в двух группах. «Титаник» считается самым коммерчески успешным альбомом нового «Наутилуса», чему во многом способствовала его массовая раскрутка на радио и пафосная презентация в ГЦКЗ «Россия» в июне 1994 года. Тогда же в творчестве «Наутилуса» наметился спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме «Крылья» (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и колкости в адрес Бутусова.

В 1996 году музыканты «Наутилуса» решили поэкспериментировать с акустикой, результатом чего стало несколько концертов, с необычайным подъемом отыгранных группой в ДК Горбунова в начале марта, прежде всего интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить многие старые песни группы и дала им новую жизнь.
Последними альбомами группы стали «Яблокитай», записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Била Нельсона, который стал его продюсером, и «Атлантида» — сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы. Тогда же Бутусов пришел к выводу, что «Наутилус» себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу окончательно. После концерта в ГКЦЗ «Россия» 5 июня 1997 года, получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного тура по стране группа прекратила свое существование.

Разовые воссоединения «Наутилуса» происходили в 2003 году на фестивале «Старый Новый Рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии-2004». В 2008 году состоялся концерт, посвящённый 25-летию группы «Nautilus Pompilius». Специально к юбилею Вячеслав Бутусов (и Ю-Питер) подготовили 10 хитов «Наутилуса» разных лет в новой трактовке. Кроме этого, свои версии песен «Наутилуса» записали другие известные рок-группы России: Машина времени, Алиса, Пикник, Вопли Видоплясова, Мумий Тролль, Настя, Найк Борзов и др. Все композиции собраны на двойной сборник «Нау Бум», презентация которого наряду с празднованием дня рождения Nautilus Pompilius состоялась в Санкт-Петербурге (13 декабря 2008 года) и Москве (17 декабря 2008 года).
До этого в сентябре-ноябре 2008 года в рамках проекта «Рокгерой» был проведён конкурс «Рокгерой-Трибьют Нау», в котором участники исполнили около 250 римейков, трибьютов и каверов песен «Наутилуса». Победитель конкурса Олег «Tallboy» Карпачев исполнил вместе с группой «Стволы» римейк на песню «Чёрные птицы» на юбилейном концерте, она также включена в сборник «Нау Бум». 19 февраля 2009 года группа Наутилус Помпилиус выступила в Пскове и исполнила свои лучшие композиции.

Дискография

Номерные альбомы
1983 — Переезд Магнитоальбом, CD.
1985 — Невидимка Магнитоальбом, CD.
1986 — Разлука Магнитоальбом, LP, CD.
1988 — Раскол CD.
1988 — Князь тишины LP, CD.
1989 — Человек Без Имени CD.
1990 — Наугад CD.
1991 — Родившийся в эту ночь LP.
1992 — Чужая Земля LP, CD.
1993 — Отчёт 1983—1993 CD.
1993 — Титаник на Фонтанке (с группой Аквариум) CD.
1994 — Титаник CD.
1995 — Крылья CD.
1997 — Яблокитай CD.
1997 — Атлантида CD.

Концертные издания
1987 — Подъем (Концерт в Таллине) CD.
1988 — Нау и Бригада С (Концерт) LP.
1988 — Ни Кому Ни Кабельность 2CD.
1988 — Отбой Концерт в ГКЦЗ «Россия» LP, CD.
1994 — Титаник (Концерт в ГКЦЗ «Россия») CD.
1996 — Акустика (Лучшие Песни) (Концерт в ДК Горбунова) CD.

Композиции входят в сборники (наиболее интересные)
1987 — Рок Панорама ч. I LP.
1988 — Литуаника '87 LP.
1992 — Рок против террора LP.
1993 — Greenpeace Rocks LP, CD
1996 — Легенды Русского рока CD.

Состав

Основатели группы
Вячеслав Бутусов
Дмитрий Умецкий

Вокал
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Настя Полева 1983

Бэк-вокал
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий — альбом «Невидимка»

Музыка
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 годы, автор и соавтор музыки к нескольким песням)

Тексты
Илья Кормильцев (с 1985 по 1997 год; автор большинства текстов, со-продюсер коллектива)
Вячеслав Бутусов (с 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 год)

Бас-гитара
Дмитрий Умецкий (c 1982 по 1988 год)
Виктор Алавацкий (с 02.1988 по 11.1988 год)
Гога Копылов (с 1990 по 1997 год)
Альберт Потапкин альбом «Титаник»

Электрическая и акустическая гитара
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Андрей Саднов (c 1982 по 1983 год)
Егор Белкин (в 1988 году, с 1990 по 1993 год)
Александр Беляев (с 1989 по 1993 год)
Вадим Самойлов (в 1994 году)
Николай Петров (с 1994 по 1997 год)

Клавишные
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Виктор Комаров - «Пифа» (с 1985 по 11.1988 год)
Алексей Хоменко (с 1987 по 1988 год)
Вадим Самойлов альбом «Титаник»
Билл Нельсон альбом «Яблокитай»
Вячеслав Бутусов альбом «Яблокитай»

Духовые
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год, саксофон)
Олег Сакмаров (с 1990 по 1991 год; флейта)

Ударные
Игорь Гончаров (в 1982 году)
Александр Зарубин (в 1983 году)
Альберт Потапкин (с 1986 по 05.1987, с 1991 по 1997)
Владимир Назимов «Зема» (с 09.1987 по 11.1988 год)
Игорь Джавад-заде «Джавад» (с 1990 по 1991 год)

Виолончель
Пётр Акимов (в 1990 году)

Продюсер
Владимир Месхи (1994)
Илья Кормильцев — со-продюсер альбома в последние годы
Билл Нельсон — продюсер альбома «Яблокитай»


Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице

Сайт управляется системой uCoz