Леонардо да Винчи

Вернутся на Великие классики живописи


"Краткое содержание"


Биография
Химия и алхимия
Витрувианский человек
Галерея


Биография

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом городе, под названием Винчи, который располагается недалеко от Флоренции. Леонардо да Винчи был искусным итальянским живописцем, талантливым скульптором и архитектором, умным инженером и техником, одаренным ученым и ботаником, перспективным анатомом и математиком, гениальным философом и музыкантом. Он являлся одним из самых разумных и талантливых людей эпохи Возрождения. Его отец - Пьеро да Винчи, был знатным и богатым нотариусом, продолжавшим дело четырех поколений его предков.
На момент рождения Леонардо, ему было чуть больше двадцати пяти лет. Умер Пьеро да Винчи в возрасте 77 лет. За свою долгую жизнь, он вступал в брак четыре раза, вследствие которых, у него было десять сыновей и две дочери; (его последний маленький сын родился, когда Пьеро было 75 лет!).

Мать Леонардо – Катерина, о ней известно очень мало информации. Искусствоведы утверждают, что она была юная крестьянка, которая через несколько лет после рождения Леонардо вышла замуж за своего односельчанина; дальнейшая ее судьба неизвестна. Леонардо да Винчи был внебрачным ребенком. Но, к счастью, в эпоху Возрождения, в которой жил Леонардо, к незаконнорожденным детям относились довольно благосклонно.
После своего рождения, маленький Леонардо был сразу принят своим отцом, однако первые три года своей жизни он живет со своей матерью в деревне. И только в возрасте 3,5 лет его забрал в свою семью отец, в которой Леонардо получил первое начальное образование. Еще в довольно юном возрасте он учиться читать и писать, занимается изучение латыни и математики. Уже в детстве он удивляет окружающих своим почерком. Леонардо был левшой и писал очень своеобразно: справа налево так, что прочитать написанный им текст было легче всего с помощью зеркала.
В возрасте пяти лет Леонардо, вместе со своим отцом, уезжает во Флоренцию. Там он учиться на художника, так как по законам того времени незаконнорожденные дети не имеют права быть юристами или врачами. В конце XV века, профессия художника была наравне с обычными ремесленниками, однако по профессиональной иерархии стояла чуть выше портных. Леонардо повезло, что во Флоренции художники ценились намного выше, чем в остальных городах-государствах. И талантливый молодой человек, мог спокойно развиваться в художественной отрасли.

Начиная с 1467 года и на протяжении последующих пяти лет, Леонардо берет уроки у одного из самых лучших и талантливых художников того времени - Андреа дель Веррокки. Мудрый учитель сразу замечает невероятный талант своего ученика и старается всячески помочь его развить. Произведения, полотна, фрески написанные Леонардо признают почти все художники и искусствоведы всего мира, когда ему только исполнилось двадцать лет. Когда учитель Леонардо, Верроккьо, получает заказ, на написание полотна на тему :«Крещение Христа», он решает поручить изображение второстепенной фигуры Леонардо. В то время, для написания всех художественных произведений, пользовались своеобразными и очень не выразительными темперными красками, изображения из которых получались очень тусклыми и неяркими. Леонардо же, для написания своей фигуры-ангела, решается на использование масляных красок.

После проверки работы Леонардо, Андреа дель Веррокки, заявляет, что «ученик превзошел своего учителя! и с этих пор изображение всех лиц, поручается исключительно Леонардо да Винчи ». Леонардо удается в совершенстве освоить множество техник исполнения картин. Для создания своих произведений он использует такие приемы и техники, как итальянский и серебряный карандаш. сангина, перо.
В 1472 году Леонардо да Винчи поступает в гильдию художников, которая имела название: гильдия Святого Луки, однако жить он остается все-таки у своего первого учителя. Уже в возрасте двадцати четырех лет Леонардо решает открыть собственную мастерскую.
8 апреля 1476 Леонардо да Винчи вместе с тремя его друзьями из-за доноса обвиняют в содомии. В наказание за такое преступление судилась казнь, через сожжение у столба. Однако Леонардо удалось избежать наказания, отчасти, оттого, что суду не удалось отыскать свидетелей и обвинителей, отчасти оттого, что один из обвиненных был сыном знатной особы во Флоренции. После проведения суда арестованных отпустили.

В 1478 г. произошли во Флоренции большие события. Группа богатых флорентийских граждан во главе с Франческо Пацци и родственником папы, пизанским архиепископом Франческо Сальвиати сделала попытку свергнуть власть Медичи. 26 апреля в Санта Мариа дель Фиоре во время богослужения заговорщики напали на братьев Медичи, Джулиано и Лоренцо, с кинжалами в руках. Легко раненому Лоренцо удалось спастись в ризнице, Джулиано пал от первого же удара. Попытка поднять восстание под лозунгом восстановления республиканских свобод не удалась. Заговорщики были повешены на окнах Палаццо Веккио. Один из них, Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, бежал и после долгих скитаний прибыл в Константинополь. Однако султан выдал его, он был привезен в цепях во Флоренцию и повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 г.
Сохранился набросок Леонардо, изображающий повешенного Бандино. На том же листе - краткая протокольная запись о расцветке одежды, но ни слова о происшедших событиях. Лишь имя казненного вкраплено с невозмутимым спокойствием и лаконизмом между деталями его костюма: «Шапочка каштанового цвета. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Бернардо ди Бандино Барончелло. Чулки черные».

Когда Леонардо да Винчи было тридцать лет, его приглашают в Милан, и он отправляется ко двору Лодовико Сфорца. По приезду в Милан Леонардо работает на должности организатора знатных вечеров и приемов в доме герцога. Для создания прекрасного праздника Леонардо не только придумывает различные маски и декорации, но также удивляет гостей механическими «чудесами». Благодаря великолепно организованным и придуманным праздникам, авторитет герцога Лодовико Сфорца стремительно начал повышаться. За недостойно маленькую оплату Леонардо да Винчи работает в замке герцога инженером, художником, архитектором. Параллельно великий мастер работал осуществлением своих замыслов и идей. Однако, Лодовико Сфорца оплачивал лишь маленькую и незначительную часть гениальных изобретений гениального мастера.
В период с 1484 по 1485 года более пятидесяти тысяч простых жителей Милана умерли, в результате разразившейся чумы. Леонардо да Винчи считал, что чума началась из-за сильной перенаселенности Милана и сильной грязи на узких улочках города. Леонардо предложил основать другой город, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию в городе. Он разработал план нового города, который бы состоял из десяти районов, в которых должно проживать не более тридцати тысяч жителей. К каждому району должна подходить своя собственная канализация, ширина самой узкой из улиц города должна быть не меньше высоты лошади. ( только несколько столетий спустя Государственный совет Лондона признает проект Леонардо да Винчи практически идеальным, и примет постановление о реализации гениального проекта.)

Проект Леонардо да Винчи о создании нового, более рационального города герцог Лодовико Сфорца отверг, как и множество других проектов гениального мастера. Вместо этого, ему был отдан приказ, о создании в городе Милане Академию искусств и художеств. Чтобы были материалы для преподавания будущих учеников, Леонардо придумал и написал множество трактов, учений, статей, в которых он раскрывает тонкости живописи, света и тени, рассказывает, как удачнее можно изобразить движение человека и животных, описывает пропорции человека, которые необходимо соблюдать для получения правильного изображения на картине. Таким образом в Милане основывают Ломбардская школу, в которой теперь могут заниматься юные талантливые художники, под руководством Леонардо да Винчи.

В 1495 году, когда Леонардо было уже сорок три года, он поручению герцога Лодовико Сфорца, начинает работу над созданием гениального произведения – «Тайная вечеря». Это полотно Леонардо должен был изобразить на одной из стен трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, который располагается в Милане. 22 июля 1490 года, в доме гениального мастера поселяется юноша, которого зовут Джакомо Капротти, однако очень скоро Леонардо начинает называть его никак иначе, как Салай, что в переводе означает «Демон». Джакомо был очень веселым молодым человеком, который постоянно вытворял какие-нибудь глупости. Но Леонардо всегда прощал своему ученику, все проступки, которые он совершал. Теплые отношения с Салаем, по продолжительности были самыми долгими. У Леонардо да Винчи не было своей семьи (жену и детей он не хотел иметь). После смерти Леонардо да Винчи Джакомо Капротти, унаследовал все его записи-размышления, эскизы, трактаты; так же у Салая осталось множество картин выдающегося мастера.
Когда власть герцога Лодовика Сфорца закончилась, Леонардо да Винчи покидает Милан. После этого Леонардо живет во многих городах в разное время. В 1499, 1500 – он живет в Венеции, в 1500-1502, 1503-1506, 1507 – он живет у себя на родине, во Флоренции, 1500 год Леонардо проводит в Мантуе, 1506, 1507-1513 – снова возвращается на время в Милан, три года (1513-1516) по приглашению папы Римского живет в Риме.

Так же ко времени его пребывание в Риме, относится создание, наверное, самого известного его произведения «Джаконда». На этом полотне художник изобразил монну Лизу. Эта картина является почти совершенством; в нее художник Леонардо вложил все свои умения и таланты, которые он приобрел на протяжении всей жизни. Это произведение является своеобразным рубежом, во всей творческой жизни великого мастера. До сих пор искусствоведы не могут прийти к однозначному выводу, кто же изображен на этом полотне.

Уже когда Леонардо было шестьдесят четыре года, он по приглашению Франциска I уезжает во Францию.
Леонардо да Винчи вел довольно необычный образ жизни. Он не любил спать, и как только начинало светать, он просыпался и приступал к работе, заканчивая ее далеко за полночь. В питании он придерживался вегетарианства, что было некоторой дикостью для людей эпохи Возрождения. Внешне Леонардо да Винчи был довольно привлекателен собой: у него была мужественная и статная фигура, огромная физическая сила, к концу жизни он отпустил бороду до середины груди, которая всегда была аккуратно уложена и ухожена. Так же Леонардо обладал очень неплохими познаниями в различных рыцарских искусствах и фехтовании, верховой езде и даже танцах. В математике ему нравилось только то, что можно непосредственно увидеть, поэтому его работа в этой науке, заключалась в основном в различных законах пропорции и учениях геометрии.
Леонардо да Винчи старался определить различные физические силы и величины, такие как коэффициенты трения скольжения, занимался изучением сопротивления различных материалов, увлекался гидравликой и моделированием. Так же к наукам и отраслям, которые увлекали ум Леонардо да Винчи относятся: акустика и анатомия, астрономия и аэронавтика, ботаника и геология, гидравлика и картография, математика и механика, оптика и конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов, и во всех этих науках Леонардо да Винчи оставил огромный и неоценимый след.

Химия и алхимия

Леонардо да Винчи не собирался писать специальные трактаты по вопросам химии. До нас дошли разнообразные отрывки, по большей части носящие характер рецептов и охватывающие металлургию, технику изготовления красок, лаков, масел для живописи, изготовление ароматов и благовоний, военное дело (порох, «греческий огонь»), выделку искусственных камней и жемчуга и т. д. Часть таких рецептов должна была, разумеется, войти в большое сочинение о живописи, кое-что - в сочинение о природе. Но характерно, что мы имеем дело именно с рецептами, здесь нет обобщений, как в других разделах, таких, какие имеются, например, там, где Леонардо анализирует полет птиц, движения животных, или в «науке о воде», где конкретные наблюдаемые явления, как правило, возводятся к общим законам механики. Разве только анализируя смешение красок, Леонардо сделал попытку внести известную систему. Верный своей мысли, что «пропорция обретается всюду, не только в числах и мерах, но также в звуках, тяжестях, временах и положениях и в любой силе, какая бы она не была», он проследил всевозможные комбинации двух, трех и более красок

Такая эмпирическая рецептура в области химии исторически понятна. Для Леонардо «никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой». Но химия времен Леонардо еще не созрела для широких теоретических обобщений, для «математической химии».
Леонардо да Винчи называл алхимию «исполнительницей простых произведений природы», имея в виду ту ремесленную химию, которая лабораторным путем на основе производственного опыта создает новые вещества, отсутствующие в природе. С другой стороны, Леонардо заявлял, что природа способна создавать и такие вещества, которые не в силах создать алхимики в своих лабораториях. К их числу относится золото. Как бы то ни было, алхимические обобщения и объяснения, полные фантастики и мистики, Леонардо отвергал безусловно. Алхимическая традиционная символика лишь иногда служила для него дополнительным средством зашифровать свои производственные секреты. В ней не было ничего мистического и таинственного.
Леонардо да Винчи:
«Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, разве только обманчивую; и коль скоро такие рассуждения рождаются от скудости ума, то бедны всегда такие умозрители, и если они родились богатыми, то умрут бедными к старости, так что кажется, будто природа мстит тем, кто хочет делать чудеса,— они будут владеть меньшим, чем другие люди, более спокойные. И те, кто хотят разбогатеть в один день, долгое время живут в великой бедности, как бывает и вовеки будет с алхимиками, стремящимися создать золото и серебро, и с инженерами, которые хотят, чтобы стоячая вода из самой себя давала движущую жизнь путем постоянного движения, и с некромантами и заклинателями, стоящими на вершине глупости. О искатели постоянного движения, сколько пустых проектов создали вы в подобных поисках! Прочь идите с искателями золота! Лживые толкователи природы утверждают, что ртуть есть общее семя всех металлов, не памятуя о том, что природа разнообразит семена соответственно различию вещей, которые хочет произвести в мире. И если бы все же бессмысленная скупость привела тебя к подобному заблуждению [что золото можно получить искусственно], почему не пойдешь ты в горные рудники, где такое золото производит природа, и там не сделаешься ее учеником? Она тебя наверняка исцелит от твоей глупости, показав, что ни одна из вещей, делаемых тобою в огне, не будет той, которыми она сама пользуется для произведения золота. Нет здесь ни ртути, ни какой-либо серы, ни огня, ни иной теплоты, кроме теплоты природной, живительницы мертвого мира, которая покажет тебе ветвления золота в лапислазури или ультрамариновой сини - краске, не подвластной огню. И, внимательно рассматривая эти ветвления золота, ты увидишь на концах их, что они медленно н постепенно растут и обращают в золото то, что с ними соприкасается. И заметь, что здесь-то и обитает растительная душа, произвести которую не в твоих силах»

О горении и пламени

Там, где не живет пламя, не живет ни одно животное, которое дышит. О жаре и цвете огня не существует науки, ни о его природе, ни о цвете стекол и других вещей, которые в нем зарождаются, а только о его движениях и других акциденциях, - о том, как прибавлять и убавлять его силу и менять цвета его пламени столькими различными способами, сколько существует разнообразных материй, его питающих и в нем распускающихся. И огонь сам по себе непосредственно способен умножаться до бесконечности, если бы только возможно было до бесконечности увеличивать количество пороха в бомбарде. А если предположить, что огню можно было бы дать количество пороха, равное объему всех четырех стихий, спрашивается, что бы он сделал или какое движение произвел над сферой огня и что бы сделала эта сфера? и т. д.
Нижняя часть пламени есть первое начало этого пламени, через нее проходит вся его маслянистая пища; и эта пища имеет тем меньше тепла в сравнении с остальным пламенем, чем меньше в ней блеска. Нижняя часть пламени - голубого цвета, здесь пища очищается и предуготовляется для пламени более светлого. Она первая рождается при возникновении пламени и рождается сферичной; прожив, некоторое время, она производит над собой маленький огонек блестящего цвета и сердцевидной формы, вершиной обращенный к небу; этот огонек непрерывно растет до бесконечности благодаря притоку питающей его материи... Блеск, облекающий пламя свечи, в свою очередь облекается окружающим воздухом, и это та пустота в воздухе, которая пополняется стихией огня (fuoco elemento); за огнем-стихией непрерывно рождается огонь производный (fuoco elementato), состоящий из огненного пара; он изливается во влажном дыме, а остальная часть этого дыма замутняет конец узкого пламени. По укшазанной причине пламя становится красноватым и в конце концов темнобагровым. Между пламенем и свечой возникает циркуляция воздуха; после удара об освование итого пламени воздух поворачивает вверх и так, разогреваясь, ударяет о поверхность свечи, растопляет ее и приуготовляет ее к питанию указанного пламени. Подъем растопившейся влаги над фитилем свечи обусловлен пустотой, которая возникала бы, если бы приток новой пищи не заполнял места, где предшествующая уже уничтожена жаром огня...
...Голубое пламя, видимое у начала светлого языка горящей свечи, зарождается ниже тонких материй этого пламени и находится над темной окраской фитиля свечи. И превосходную часть этого голубого цвета мы видим по боковым краям такого пламени, со всех сторон, вокруг темного фитиля. Происходит это оттого, что чернота, отражаемая в ярких частях, кажется очень светлой, рождая красоту и становясь голубой; такова та темнота, которая отражается в сияющей вогнутости света, ее облекающего, и т. д. Голубое пламя принимает сферическую форму, ибо оно не имеет столько жара, чтобы одолеть легкость воздуха, а потому и не образует пирамидальной фигуры, сохраняя форму сферическую, пока не нагреет окружающий воздух. И так как главный источник тепла для воздуха находится над главным жаром этого голубого пламени, тепло это рождается с той стороны, куда направлено естественное стремление пламени двигаться, а именно, по кратчайшему пути к сфере огня.

Итак, огонь возникает в самой верхней части голубого сферического пламени в виде очень маленького кружка; этот круг сразу же, быстро расширяясь, овладевает своей пищей и проникает в воздух, его прикрывавший сверху. Голубой же цвет остается в основании пламени, как можно это видеть в свете свечи; происходит это оттого, что здесь пламя менее горячо, чем где бы то ни было еще, так как здесь происходит первая встреча пищи пламени с этим пламенем, и здесь зарождается первый жар, наиболее слабый и наименее греющий, поскольку он является началом жара, и т. д.
Тот горючий материал даст меньше дыма, который будет содержать меньшее количество тепла. Тот дым - более темный, который содержит больше влаги. Самый верхний последний дым рождается от верхней влаги, которая разлита в материи, питавшей пламя.

Из веществ с одинаковым количеством влаги то даст соответственно меньше дыма, в котором будет содержаться большее количество питательного вещества (речь идет о дровах), и происходит это оттого, что там, где дров больше, там и пламени больше, а где пламени больше, там больше поглощается питательного вещества, и наоборот; но такое поглощение не пропорционально порождаемому пламени и т. д. Пламя имеет начало и конец в дыме. Дым, из которого рождается пламя, имеет гораздо больше тепла, чем дым, в котором кончается это пламя, так как в первом дыме содержится питательная сила пламени, а в последнем - смертное истощение того же самого пламени. Молодые и сухие дрова дают более голубой дым, чем старые в сырые.

О пламени

1) Там, где рождается пламя, там рождается ветер, его окружающий; течение такого ветра способствует питанию и приращению этого пламени.
2) Движение такого ветра будет тем более стремительным, чем большее количество пламени он должен питать.
3) То пламя будет более горячим, которое более светло. Отсюда следует и обратное: более светло то пламя, которое горячей. И то пламя будет более светлым, которое рождается в более быстро движущемся воздухе; и то, которое обладает более быстрым движением, будет более светлым.
Движение пламени в содружестве с ветром, который им порождается, будет круговым, если его питает вещество однородное; и такое круговращение параллельно, иначе говоря, такой круг будет, иметь пустоту в середине, т. е. получит вид кольца. Следовательно, огонь возрастает со стороны ветра, который его питает; а противоположный ветер, который рождается около центра такого круговращения, джострирует против того ветра, который рождается снаружи этого круга, и, встречаясь, они охватывают и ударяют в пламя; удар их отражается и отскакивает к небу, унося с собою рожденное пламя.
Ветер, который рождается внутри огненного кольца, спускается сверху, а не приходит снизу, а тот, который рождается от этого кольца, движется снизу и сверху, как было доказано.
Огонь - стихия непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее. Но тогда место, откуда такая помощь пришла, осталось бы в свою очередь пустым. И если бы притекающий воздух непрерывно не заполнял место, покинутое при предшествующем движении воздуха, так продолжалось бы дальше, вплоть до сферы воды. Но воздух, граничащий с водой, имеет такую плотность, что его испарения или пары достаточны для того, чтобы заполнить (путем своего разрежения) любую пустоту, которая могла бы образоваться над нею, и т. д. Из совокупности языков пламени тот будет более высоким, который находится над большим количеством горючего вещества. Следует отсюда, что тот язык меньше, который питается меньшим количеством пищи.
Голубое пламя, посредствующее между мраком и светом, рождается между питательным веществом и пламенем свечи и обладает большим жаром и блеском, чем дым, и меньшим жаром и блеском чем пламя. И пар не может переродиться в пламя, если раньше не превратится в этот голубой цвет, что можно наблюдать в различных видах дыма. Пламя есть уплотненный дым, образуемый стечением воздуха, заключенным в этом голубом дыме. Голубой дым этот - есть переход питающего вещества, т. е. маслянистости свечи. Белый дым, окружающий остальное пламя, есть незримый (spirituale) дым пламени свечи; в нижней своей части он смешан с верхней частью названного голубого дыма, а в верхней своей части смешивается с дымом, который источается из пламени этой свечи, и т. д.

Витрувианский человек

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить,что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы.
Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних").
С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.

Умер великий деятель эпохи Возрождения 2 мая 1519, в возрасте шестидесяти семи лет в замке Клу, который располагается недалеко от Амбуаза во Франции.


Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице

Сайт управляется системой uCoz