Сальвадор Дали

Вернутся к художникам


"Краткое содержание"


Биография
Галерея


Сальвадор Дали (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хасинто Фарес Дали и Доменеч маркиз де Дали де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras(исп.), провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.

В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.
В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.
После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».
«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.
После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.
Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Наиболее известные и значимые произведения

Картина "Автопортрет с рафаэлевской шеей", (1920—1921)
Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)
Картина "Автопортрет с рафаэлевской шеей", (1920—1921)
Портрет Луиса Бунюэля (1924)
Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924),
Плоть на камнях (1926)
«Кубистический автопортрет» (1923).
Приспособление и рука (1927)
Незримый человек (1929)
«Лебеди, отражённые в слонах» (1937)
«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
Просвещённые удовольствия (1929)
«Портрета Поля Элюара» (1929)
"Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929)
Великий мастурбатор (1929)
Картина «Постоянство памяти», 1931
Постоянство памяти (1931)
Загадка Гитлера (1937)
Телефон — омар (1936)
Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)
Метаморфозы нарцисса (1936—1937)
Параноические превращения лица Гала (1932)
Ретроспективный бюст женщины (1933)
Женщина с головой из роз (1935)
Предчувствие гражданской войны (1936)
«Осенний каннибализм
Солнечный столик (1936)
Поэзия Америки (1943)
Венера Милосская с тазиком (1936)
«Жираф в огне» (1936—1937)
«Антропоморфный шкафчик» (1936).
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)
«Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976).
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения(1944)
«Искушение святого Антония» (1946).
Гала (1950)
«Галатея со сферами» (1952)
«Взрыв головы Рафаэля» (1951).
Гиперкубическое тело (1954)
Corpus hypercubus (1954
«Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
Тайная вечеря (1955)
«Гвадалупская Богоматерь» (1959)
«Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959)
«Вселенский собор» (1960)


Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице

Сайт управляется системой uCoz