Биография
Галерия
Карл Ива́нович Ро́сси (настоящее имя Карло ди Джованни Росси — итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — русский архитектор, итальянец по происхождению, основную часть жизни проживший и проработавший в России. Автор многих классицистических зданий и архитектурных ансамблей в Петербурге и его окрестностях
Карло Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе. В пятилетнем возрасте был привезён в Париж. С 1780-х годов вместе с матерью Гертрудой Росси и отчимом Ле-Пик (знаменитой в Европе балетной парой) жили в России, в Санкт-Петербурге. |
Сначала Росси занимался в St.Petri-Schule на Невском пр. 22/24. С юности Р. был связан с миром искусств, воспитывался и обучался в России у архитектора В. Ф. Бренна.
28 июля 1795 поступил на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» «чертёжником в чине сержанта», а 1 января 1796 был произведён в прапорщики.
30 декабря 1796 по просьбе Бренна переведён в «Кабинет его величества» с чином губернского секретаря и назначен его помощником с окладом 300 руб. в год. Вместе с Бренна, принимал участие в реконструкции дворцово-парковых комплексов в Павловске и Гатчине, в сооружении Михайловского замка в Петербурге.
В Кабинете Росси непрерывно работал до конца 1832 (36 лет).
7 мая 1801 Александр I «повелевает отпустить» Росси из Кабинета, однако через неделю,
15 мая 1801 поступает новый приказ — оставить его на службе.
16 ноября 1801 Росси повышают в чине и он становится архитектурным помощником 10 класса.
В 1802—1803 годах Росси учился в Италии.
В 1803 после пожара Павловского дворца Росси вызвали в Россию. Он выполнил альбом рисунков убранства дворцовых помещений и снова уехал.
В сентябре 1805 Росси возвращается в Россию.
В марте 1806 года получил звание архитектора «Кабинета Его Величества».
В августе 1808 был командирован в Кремлёвскую экспедицию в Москву, где руководит оформлением фасада и внутренней отделкой театра на Арбатской площади (уничтожен пожаром в 1812).
После этой работы зодчего переводят в Москву, в Кремлёвскую экспедицию Кабинета.
В Москве Росси как автор и руководитель ряда проектов принимает участие в реконструкции Кремля. А также преподаёт в кремлёвской школе. Из его учеников вышли такие архитекторы, как Н. Ткачёв и З. Дыльдин.
С 1809 работает в Твери. Строит дворец для четы Ольденбургских. В то время Тверь является центром сразу трёх губерний — Тверской, Новгородской и Ярославской, и Росси руководит застройкой подведомственных городов: Рыбинска, Бежецка, Торжка, Старицы и др.
За успешные работы в Твери 21 августа 1812 года получил чин чин коллежского советника, а 18 декабря 1812 — орден Владимира IV степени.
В 1814 вернулся в Петербург. Однако сначала получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе, для которого рисует вазы, торшеры, люстры и т. п. Одновременно занимается восстановлением отделки Эрмитажного театра. В том же году получает должность главного архитектора Павловска.
24 марта 1816 определён на службу ко двору и назначен членом Комитета строений и гидравлических работ.
В 1818 году награждён орденом Анны II степени.
В 1819 году просит освободить его от работы на фарфоровом заводе в связи с большой занятостью другими проектами. Просьбу удовлетворяют.
В 1821 году награждён алмазными знаками к ордену Анны.
В 1825 году за строительство Михайловского дворца награждён орденом Владимира III степени.
В 1829 году награждён знаком за тридцатилетнюю беспорочную службу.
Для построек Росси характерен «имперский стиль», сочетающий грандиозность с благородной простотой. Главные работы: Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818), Михайловский дворец, здание Сената и Синода (1829—1833), фасад Императорской публичной библиотеки, выходящий на Александринскую площадь, павильоны при Аничковом дворце, здание Главного Штаба, Александринский театр и расположенные за ним здания дирекции театров и Министерства внутренних дел (Театральная улица, затем переименованная в улицу зодчего Росси). В Павловске Росси построил библиотечную галерею при дворце.
В Cтрогановский дворец отделал апартаменты князя В. С. Голицына и его супруги Аглаиды Павловны, урожденной графини Строгоновой. Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Награждён орденом Св. Владимира IV-й степени. Архитектор умер от холеры 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге, по имеющимся данным — в полном забвении. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.
Работы
"Памятник великим людям",
Триумфальная арка,
ансамбль Михайловской площади (ныне площади Искусств),
ансамбль Александринской площади (ныне площади Островского), здание Александринского театра
ансамбль Чернышевой площади (ныне площадь Ломоносова)
ансамбль Театральной улицы (ныне — улица Зодчего Росси),
Сенатская площадь (здания Сената и Синода),
Марсово поле,
павильон «Кофейный домик» в Летнем саду,
павильон-пристань в Михайловском саду,
павильоны в саду Аничкова дворца.
Зодчий работал также в Аничковом дворце, в Зимнем дворце оформил Военную галерею 1812 г.
1816 — 1827: Александринская площадь (ныне площадь Островского)
Здание Александринского театра
Корпус Российской национальной библиотеки
1819—1829: Дворцовая площадь
С северной стороны площадь была намечена ограничена зданием пятого зимнего дворца, южная часть долго оставалась незастроенной. В 1770—1780 годах вдоль южной границы площади возвели несколько зданий по проекту Ю. М. Фельтена, которые обозначили контуры будущей площади.
На их месте в 1819—1829 годах К. И. Росси было воздвигнуто грандиозное дугообразное здание Главного штаба с триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, придают её облику торжественность и монументальность. Росси блестяще решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной Фельтеном дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой.
Здание является южной границей Дворцовой площади. Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров |
В здании, помимо Главного Штаба, располагались Военное Министерство, Министерство Иностранных Дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).
Арка Главного штаба была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый победе России в Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Этот архитектурный приём позволил уйти от монотонности в длинном фасаде и сконцентрировать внимание зрителя на богато декорированном элементе.
Росси участвовал в разработке замысла памятника, его заслуга в том, что на этом месте не был воздвигнут монумент Петру I.
Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице